В настоящее время большое количество детей испытывают трудности усвоения программ обучения. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается не только в школе, но и в детских садах: возрастает количество детей чуть более шумных, чем остальные; детей, для которых сложно послушать сказку, выполнить движения на музыкальном или физкультурном занятии, буквы и цифры такие детки запоминают дольше сверстников, как правило, они не любят рисовать и срисовывать. В школьном возрасте у детей может наблюдаться повышенная агрессивность, неуверенность в себе, проблемы в общении со сверстниками, педагогами, иногда таких детей родители и педагоги называют гиперактивными. Часто с такими детьми усиленно работают воспитатели, логопеды, учителя, психологи, а мамы жалуются, что ребенок все знал, потом заболел и опять у него ничего не получается. Одновременно с этим нарастает количество детей с сосудистыми и костно-мышечными проблемами, снижением иммунитета, аллергиями, дисфункциями различных систем организма (почек, поджелудочной железа, желчевыводящих системы и т.д.). У большого количества детей наблюдаются задержки речевого развития, дисграфии, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, склонность к неврозоподобным состояниям. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и медики фиксируют вариант развития в пределах нормы. Между тем проблемы обучаемости таких детишек для родителей и педагогов часто становятся практически не разрешимы. В таких случаях сначала нужны занятия с нейропсихологом – специалиста, работающего с формирующимся мозгом. Затем к работе с ребенком подключаются специалисты смежной специальности – логопеды. Практика показывает, что совместная работа нейропсихологов и логопедов приносит ощутимые результаты, выражающиеся в улучшении успеваемости и поведения ребенка школьного возраста и является оптимальной формой подготовки ребенка к школе.
Не нужно откладывать поход к нейропсихологу, если Вашему ребенку от 3 до 13 лет и о
-получил родовую травму;-родился с помощью кесарева сечения;
-имел травмы головы;
-получал общий наркоз;
-мало ползал или не ползал совсем;-во время двигательного развития до одного года запаздывал или опережал нормативные показатели;
-поздно заговорил;
-с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
-двигает ногами, языком, когда пишет или рисует;
-невнимателен, часто отвлекается;
-быстро устаёт;
-пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
-не сразу понимает, обращённую к нему речь, откликается не сразу;
- пишет, рисует левой рукой;
-имеет проблемы с памятью;
-медлителен или излишне активен;
-плохо усваивает учебный материал;
-не может описать картинку, скопировать рисунок;
-часто болел, часто принимал антибиотики;
-имеет повышенный или пониженный тонус.
Причины неуспешного обучения и поведения ребенка (обычно этих причин несколько) можно выявить с помощью точной нейропсихологической диагностики состояния ребёнка.Нейропсихологическая диагностика детей – это обследование ребенка с использованием специально разработанных проб и методик, в ходе которых выявляется связь между нарушенными/искаженными психическими функциями и состоянием определенных участков мозга.
Для чего проводят нейропсихологическую диагностику: для определения нарушений или особенностей психического развития ребёнка, выявления причин трудностей в обучении и поведении ребенка.
Как проводят нейропсихологическую диагностику: в процессе нейропсихологической диагностики психолог спросит у мамы об особенностях развития ребенка, особенно на первом году жизни, выяснит последовательность и сроки этапов двигательного и речевого развития. Специалист проведет обследование и качественный анализ зрительного, слухового и тактильного восприятия ребенка; зрительной и слухоречевой памяти; фонематического слуха, основ саморегуляции, пространственных представлений; мелкой моторики рук и координации движений; интеллектуальных процессов; речи.
В детской нейропсихологии разработан системный подход к коррекции и абилитации (улучшения) развития детей дошкольного и младшего школьного возраста - «Метод замещающего онтогенеза» (Семенович А.В.).